Цветаева Марина Ивановна

Русский поэт, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтесс XX века.

Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. В детстве из-за болезни матери, Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
В начале своей литературной деятельность поэтесса знакомится с В. Я. Брюсовым, который оказывает значительное влияние на её раннюю поэзию. Также с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), принимает участие в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России» 1922-1925, 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.
Успехов пользовалась проза, которую охотно принимали издатели, в отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания. Проза заняла основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком...»). «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и прочее, соединяя черты лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе прилегают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) — близкого рода эпистолярный роман.
В 1937 Сергей Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью уходит на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна – так звали дочь, после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама поэтесса не смогла найти ни работы, ни жилья; ее стихи не издавались. Очутившись в начале войны в эвакуации г. Елабуга, ныне Татарстан, тщетно пыталась приобрести помощь со стороны писателей.
Покончила жизнь самоубийством — 31 августа 1941 года.

 Сборники стихов

  • 1910 — «Вечерний альбом»
  • 1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов, Изд. «Оле-Лукойе», Москва.
  • 1913 — «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе».
  • «Юношеские стихи», 1913—1915.
  • 1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921), Изд. Огоньки, Берлин, Обложка А. Арнштама.
  • 1922 — «Конец Казановы», Изд. Созвездие, Москва. Обложка работы О. С. Соловьевой.
  • 1920 — «Царь-девица»
  • 1921 — «Вёрсты»
  • 1921 — «Лебединый стан»
  • 1922 — «Разлука»
  • 1923 — «Ремесло»
  • 1923 — «Психея. Романтика»
  • 1924 — «Молодец»
  • 1928 — «После России»
  • сборник 1940 года

Драматические произведения

  • Червонный валет (1918)
  • Метель (1918)
  • Фортуна (1918)
  • Приключение (1918-19)
  • Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
  • Каменный Ангел (1919)
  • Феникс (1919)
  • Ариадна (1924)
  • Федра (1927)

Эссеистская проза

  • «Живое о живом»
  • «Пленный дух»
  • «Мой Пушкин»
  • «Пушкин и Пугачёв»
  • «Искусство при свете совести»
  • «Поэт и время»
  • «Эпос и лирика современной России»
  • воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
  • Мемуары
  • «Мать и музыка»
  • «Сказка матери»
  • «История одного посвящения»
  • «Дом у Старого Пимена»
  • «Повесть о Сонечке»